Интересное
Выставка Сони Делоне в Лондоне
25 августа 2015
Майя Кузнецова

Выставка Сони Делоне в Лондоне

Вслед за парижским музеем Современного искусства (Musee d’art modern de la ville Paris) Лондонская галерея TATE MODERN представила ретроспективную выставку Сони Делоне (Sonia Delaunay) – одной из наиболее ярких художниц ХХ века, внесшей большой вклад в развитие текстильного и fashion дизайна.

На выставке можно было увидеть живописные и графические работы Сони, ее монументальные панно для павильона Международной выставки в Париже в 1937 году (общей площадью 235 кв. м.), огромную частную коллекцию эскизов и образцов текстиля, реконструкцию кинетического стенда «Simultané», фильмы и слайды, театральные и модные костюмы, аксессуары и мозаичное панно. Собранные вместе произведения продемонстрировали не только широту, но и мощь таланта художницы.

Соня Делоне, а точнее Сара Элиевна Штерн, родилась в 1885 году в городе Градижске Полтавской губернии, но уже с пятилетнего возраста воспитывалась в Санкт-Петербурге в семье своего дяди Генриха Терка, который дал ей возможность учиться живописи. Соня выбрала для себя не академическое искусство, а современное направление в живописи, которое развивали французские художники. Находясь под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо и фовистов, Соня искала свой стиль. В 1909 году в Париже она познакомилась с художником Робером Делоне и вышла за него замуж. Хотя картины Сони Делоне отличались от работ мужа, имя ее всегда оставалось немного в тени. Выставка показала, что ее поиски были самостоятельны, а их результаты масштабны и интересны, особенно для дизайнеров.

После 1911 года Соня отошла от натурализма и фигуративности в своих работах в сторону геометрии и абстракции, экспериментировала с ритмом и с разложением цвета. Аполлинер назвал орфизмом своеобразную версию кубизма, которую развили в своих работах Соня и Робер Делоне.

Эскизы и образцы текстиля, представленные в Лондоне, свидетельствуют, что творческие эксперименты Сони Делоны в 1920-е годы были основаны на научных исследованиях немецких оптиков в области иллюзий восприятия, а также на теории цветоведения, и шли параллельно с работой русских конструктивистов. В ее вибрирующей, светящейся и очень динамичной графике есть прямая перекличка с эскизами Л. Поповой и В. Степановой, но тогда как поиски советских художников в этом направлении были свернуты в 1930-е годы, Соня продолжала работать и добилась очень интересных результатов, назвав свое направление Simultané.

Творчество Сони Делоне преодолело границы стиля ар-деко и оказалось актуальным даже в XXI веке. Оптические иллюзии, эмоциональное и визуальное воздействие цвета, его вибрации – все эти базовые качества работ Сони Делоне мы наблюдаем на подиумах в коллекциях дизайнеров, вдохновленных ее искусством.

Поделиться: